Глава двадцать пятая. Обитель милосердия


Леонардо да Винчи, "Мадонна и младенец со святой Анной", с 1500 по 1513 гг.

Иерусалим было просто не узнать. Мы вошли город почти там же, где за несколько дней до казни въехал я. Встречавших меня тогда было совсем немного, но они постарались сделать всё, чтобы визит мой оказался заметным. Церковь на месте рождения моей матери? Что, ещё одна? Неисповедима фантазия людская! А вот с началом крестного пути не ошиблись. Правда, погнали меня немного в другую сторону.
Дом милосердия. Как сейчас помню полноводие их двух, подававших воду для очищения Храма от крови жертвоприношений.
"Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Иоанн, 5:2-4)

Бассейн Вифезда, Robert Bateman,  1

- После вашей смерти эта область была посвящена римскому богу врачевания Асклепию, были устроены ритуально-лечебные ванны и построены соответствующие храмы. С восхождением христианства здесь была возведена большая базилика в честь исцеления, которое вы якобы рядом с этими бассейнами совершили, но названная в честь, извините, Богородицы.
- Не стоит, Агасфер, я уже привык к наименованию меня Богом. Итак, Святая Мария Паробатика, то есть Овечья, - прочёл я надпись на баннере истории. - Ну, что же, очень мило, назвать мою мать в честь животных, что здесь окунали.
- В смысле разрушений и восстановлений это место мало отличалось от большинства связываемых с вами. Как вы видите, церковь крестоносцев в честь так называемой вашей бабушки прекрасно сохранилась.
- Трогательная скульптура, Святая Анна с малюткой-дочкой.



- Придя к владычеству мусульмане обратили здание в медресе. Пруды были, по всей видимости, засыпаны в целях безопасности учащихся, так как ваше чудо стало почитаться у соседнего Израильского водосборника. Прежняя традиция возродилась лишь после проведения в XIX столетии археологических раскопок южного бассейна. А дальше вы мне расскажите, что здесь было на самом деле, ибо свидетельства паломников трактуют как угодно.
- Как вы догадываетесь, кое-что мне тоже неизвестно. Я полагаю,  что важность место обрело немногим ранее меня, когда число еврейского населения выросло, вследствие чего увеличилось и количество жертвенных животных. Для организованного мытья овец был избран этот, на тот момент, ещё единственный бассейн. Во время массового праздничного паломничества требовалась быстрая смена периодически загрязнявшейся воды. С этой целью был возведён ещё один - северный - питающий - водосборник.




- Наука выяснила, что возмущение вод было побочным эффектом сообщения бассейнов. Но неясны причины красного цвета воды, упоминаемого в одном из них.
- А именно, в южном. Остатки жизнедеятельности животных. Саддукеи, в погоне за наживой, ввели отсутствующую в Законе Моисеевом обязанность окунать их перед жертвоприношением в Храме здесь. И делалось это, разумеется, не бесплатно. Однако и этого вскоре им показалось недостаточно, и они освободили от скотомойки северный пруд, распустив слух, что всякий окунавшийся в нём больной оставлял там корень своей болезни. Вместе с водой недуг перетекал в южный водоём, где входил в овец и разрушался в момент их заклания. Когда кто-либо шёл на поправку, весть об этом разносилась по всей столице. Отсутствие же результата, как обычно, списывалось на неисповедимость путей господних и замалчивалось. Настолько стыдно, что Флавий даже об этом не упомянул. Вопреки, книге Иоанна Богослова, я ощущал здесь мощнейший негатив и поспешил удалиться, дабы не повторять неудачу, постигшую меня на родине.


"Исцеление расслабленного у Овечьей купели". Николай Бруни. 1885 год. Источник - сайт hhttp://nashezdravie.ru


- Спасибо, Филадей. На мой взгляд, потрясающая детективная история, не разгаданная, к сожалению, до вашего свидетельства. Теперь понятно как зародилась традиция об исцелениях, перешедшая впоследствии к язычникам и мусульманам.
Мы вернулись на Скорбный путь, и пошли по церквам девяти моих стояний. Где ещё повстречаешь такой букет чудес? Удивительна вера! Какой же я и мать должны были бы обладать неимоверной силой, чтобы зачем-то отпечатать в камне свои ладонь и ступню на долгих тысячи лет?

Символический Плат Святой Вероники. Winged Altarpiece with Adoration of the Magi in the Shrine, Upper Bavaria (Munich?), 1519; figures from limewood, old colours; reportedly from a church in Munich


К главе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава двадцать седьмая. Архангел Марк

Глава двадцать шестая. Гильгуль нешамот (*)

Глава четырнадцатая. Вечный гид