Глава восемнадцатая. Подвиг Иосифа



Рафаэль. Обручение Девы Марии. Источник - Top-Antropos.com

- Диву даюсь, как последующие евангелисты превзошли Марка в дальнейшем развитии и без того придуманных им сюжетов. Рождение персонажей из реальных прототипов моего времени и их причудливое смешение с абсолютно вымышленными – Захария и Елисавета, Симеон и Анна, в особенности же меня удивило то, в кого превратили моего биологического отца.
- Именно им мы сейчас с вами и займёмся, - ответил мне Агасфер, аккуратно приземляя наш транспорт на церковной площади. – Съёмки в самом разгаре. Все сюжеты евангелий на местах, почитаемых в течении тысячелетий за те самые, где они, как-будто бы на самом деле происходили. И вот, прошу любить и жаловать – свадьба Иосифа и Марии рядом с пещерой Рождества.

Пещера Рождества. Автор фото Darko Tepert Donatus. Источник - Википедия

- Но ведь они обручились, насколько мне известно из классической мифологии, в Назарете, - невольно улыбнулся я.
- Здесь режиссёр исходила из трактовки Матфея.
Самая древняя церковь из сохранившихся на свете. Храм моего Рождества, как и Храм моего же Гроба, во времена функционирования религии делился между несколькими христианскими конфессиями. Наверняка, удобный ландшафт для постройки большого здания определил выбор основоположниками предания конкретно этого ничем не примечательного грота.

Базилика. Вид спереди. Автор фото Neil Ward. Источник фото - Википедия

- Позвольте представиться - Клео, творец востребованной вашим воскресением истории, - симпатичная блондинка в изящном фиолетовом комбинезоне протянула мне свою изящную ручку, едва я сошёл со ступеней мобиля на землю Вифлеема.
Весь двор бы уставлен декорациями и аппаратурой. Современное кино создавало эффект полного присутствия одновременной сьёмкой постановки роем крохотных аэрокамер, из видеозаписей которых по итогам работы монтажёр выстраивал авторскую версию художественной ленты. Именно с неё считалось логичным начинать первый просмотр любого фильма зрителями. А при повторных сеансах при желании можно было расширять свои впечатления посредством всей отснятой гаммы ракурсов.

Обручение Девы Марии. Скульптура. Источник - Top-Antropos.com

- Так значит в вашей истории женитьба всё-таки была?
- Я сделала всё, чтобы максимально драматизировать сюжет, - Клео жестом пригласила меня войти в хупу, роскошный свадебный балдахин, символизирующий покровительство Бога над новобрачными в иудаизме. – Расскажите мне, пожалуйста, как человек из места и времени действия кинокартины, каким вы видите литературный образ Праведного Иосифа?
Я вызвал цитату, тотчас же вспыхнувшую перед нами в воздухе:

"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее"

Православный придел у Пещеры Рождества

- Истинный святой, узнав об измене своей невесты, должен бы был взять её в жёны вместе с ребёнком. Его не должны были смущать ни греховность, ни неадекватность невесты. Ведь в первый раз, в непорочное зачатие он не поверил. Спасибо и на том, что он хотя бы не планировал предать свершившееся огласке, что сразу бы закончилось для обвиняемой забиванием камнями. Иосиф спасал её от неминуемой смерти, отпуская тайно. Это был лучший вариант за исключением женитьбы. Без промедления освободив едва забеременевшую Марию от предсвадебных обязательств, жених предоставлял ей возможность свидетельствовать общине о совершении зачатия после расторжения обручения, что преступлением уже не являлось, и, возможно, даже выйти замуж за отца ребёнка. Но вам, конечно же, требуется сюжет погорячее?

Праздник Рождества на месте Рождества. Автор фото Fjmustak. Источник - Википедия

- Вы совершенно правы, Филадей, богословие здесь оказалось на удивление бессильным. Но мы, не будучи связаны теологическими ограничениями, сделали ряд произвольных допущений, и, вуаля, посмотрите, что в итоге получилось, - стоя с Клео перед столиком с кольцом и хрустальным кубком, который жених должен был, в финале обряда, немедленно разбить, я вспомнил своё бракосочетание с Палладой. Многие праздники и ритуалы в новом времени, утратив сакральность, достаточно полно сохранились. – Прежде всего, мы выдали в сюжете за действительность, что прекратить обручение в целях контроля над целомудрием в новозаветный период разрешали лишь спустя девять месяцев.
- Логика ясна, тогда беременность скоро стала бы очевидна. И Иосиф должен был бы или признать, что Мария ему изменила, или же солгать, что отцом ребёнка был он сам, - Клео повела меня по узкой улочке к Молочному Гроту. В этот день я хотел осмотреть этот маленький подземный храм.

Фасад церкви Кормления в Вифлееме

- Здесь мы ввели в сюжет ещё один якобы действовавший в то время религиозный закон. До заключения брака под страхом смерти жених не должен был вступать в интимную связь с будущей женой, - стены пещеры, действительно оказались белыми. Эта природная особенность породила местный миф о том, что моя мать, кормя здесь меня грудью, уронила с сосца каплю молока на пол, от чего вся внутренняя поверхность грота получила окраску, сохранённую каменной породой до сих пор. Долгие века христиане добавляли соскобленные с неё крошки в воду, чтобы выпившие это раствор девицы при наличии в том затруднения смогли бы забеременеть. – И Иосиф решил пожертвовать собой.

«Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго»

"Сон Иосифа", Даниэль Креспи, 1590–1630 гг.

- Тогда понятно, в чём была драматичность разговора героя с ангелом. Посланник Божий объявил ему об отсутствии нужды спасать невесту, и заявлять публично о том, что вся вина за совершённое лежит исключительно на нём. «Отпустить тайно», в вашей трактовке становилось «отдать свою жизнь, сохранив её тайну». Но всемилостивый Господь устроил так, что все забыли, что не миновали ещё положенные девять месяцев, и вместо смерти на следующий день Иосифа ждал самый светлый в истории Вселенной брак.

"Святое семейство: Мария, Иосиф и младенец Иисус", Клаудио Коэльо. 1642-1693 гг.

- Спасибо нашим сценаристам, - мы вернулись на съёмки, где я занял почётное место рядом с режиссёром на капитанском мостике. – Ну а теперь оцените сам процесс. Мотор!
Двор был заполнен массовкой в абсолютно не похожих на аутентичные костюмах. На сцене вспыхнул разноцветный фейерверк. Под звуки музыки и бурные аплодисменты окружающих к хупе направились идеально красивые актёры, изображающие сияющих от счастья новобрачных. 


 Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Провен (Франция). Источник - Top-Antropos.com


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава двадцать седьмая. Архангел Марк

Глава двадцать шестая. Гильгуль нешамот (*)

Глава четырнадцатая. Вечный гид