Глава двадцать первая. Хлеб жизни

"Мальчик приносящий хлебы и рыбы Иисусу" Гарольд Коппинг



Удивительно, но этот холм до сих пор не изменился. Он был также пустынен и зелён, и лишь на вершине ныне стояла древняя церковь с величественным куполом и окнами вместо стен, превращающими в её антураж пасторальные окружающие пейзажи.
- Гора Блаженств. Именно на ней вы прочли свои знаменитые восемь высказываний. Это является реальной историей?
- Разумеется, нет, но здание на вершине впечатляет.
Гид провёл меня также и в нижний храм, на промежутке между горой и Кинеретом, называемом Табхой. Уму непостижимо как время может исказить названия. Ведь раньше этот рыболовный рай назывался Гептопегоном в честь семи источников. Один из них, кстати, чудом сохранился служа ныне популярной туристической аттракцией.
Агасфер сказал, что здание здесь восстановило спустя полторы тысячелетия. Уже через две тысячи лет после меня люди научились точно представлять разрушенное по его обломкам. Остались даже причудливые египетские мозаики на полах, но, в первую очередь, украшавшая святой камень в апсиде.


Бенедектинская церковь в Табхе. Камень чуда Умножения


- Вообще то вы накормили пять тысяч пришедших сюда с жёнами и детьми пятью хлебами, - сообщил мне Агасфер. – Но автор изобразил всего лишь четыре, подразумевая, что пятый, хлеб причастия, должен лежать во время мессы на алтаре. Базилика впечатляет величественностью и доступной историчностью. Даже вместо стёкол здесь применена слюда.
На пути в следующую церковь мы остановились у подножья холма с невосстановленными развалинами.
- Здесь находился когда-то исконный Храм блаженств. Скорее всего, на том месте, где по представлению христиан вы вещали свою знаменитую Нагорную проповедь. Пригорок не позволял вас увидеть, но лишь слышать. Ведь вы хотели этим продемонстрировать, что главное то, о чём вы говорите, а совершенно не то, как вы выглядите. Урок, увы, не воспринятый в веках.


Церковь Заповедей Блаженства. Автор фото israeltourism from Israel. Источник изображения - Википедия


- Довольно, Агасфер, - остановил я проводника. – это всё, конечно, занятно, но позволь, на правах участника истории, рассказать тебе о том, как всё было на самом деле.
Оба случая с увеличением продуктов питания действительно происходили. Но людей было меньше, и ровно в сто крат. Первый раз пять десятков мужчин, появившихся вместе с другими родными. Исцеления долго тянулись, запасы еды истощались. И апостолы стали проситься пойти за покупками в Капернаум. На поверку у них оказалось всего лишь две рыбы и пять караваев. Я сказал, что в ближайшее время мы не будем иметь недостатка в еде.
Я взглянул на Иуду. Он дал знак, что по времени план на подходе. И тогда я велел рассадить всех пришедших рядами на свежей траве. Да, история это случилась на этом холме, на вершине. Наконец, прямо к стану подъехал конвой из повозок, и апостолы взяли из них для народа еду. Этот дар для собравшихся выглядел подлинным чудом. Все насытились так, что осталось двенадцать корзин.


Табха. Приватный участок Церкви насыщения хлебами


Разумеется, спонсором был Иаир-коразимец, глава синагоги, таким образом выразив мне благодарность за дочь. Я прибег к его помощи вновь очень скоро, в пустыне, где собрал обездоленных я на, без малого, три полных дня. Как и раньше апостолы были не в силах поверить, что смогу накормить я народ, там, где рядом уже нет ни города, нет ни села. Но мой друг Иаир вновь исполнил мой план, как и прежде, чуть с другим лишь числом едоков, рыб, хлебов и корзин, - я вздохнул, ведь рассказом о правде обездолил легенду ещё одним чудом.
К востоку от руин, за зарослями Табхи, во всей красе распростёрся вдоль берегов обворожительный Кинерет. Он был бесподобен в буйных играх бесчисленных блестящих волн, оттенённый ландшафтом захватившего весь обозримый горизонт ярко-чёрного Голанского нагорья. Ласковое солнце, ловко жонглируя лучезарными лучами, неторопливо поднималось. Впереди нас ожидал очередной, посвящённый мне, храм


«На Тивериадском озере». (Василий Поленов, 1888 год).

К главе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава двадцать седьмая. Архангел Марк

Глава двадцать шестая. Гильгуль нешамот (*)

Глава четырнадцатая. Вечный гид