Глава седьмая. Фабрика грёз

«Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», Рафаэль Санти, 1507 г.

Назарет – здесь всё начиналось. Пусть не ведает никто о моём рождении в Хацоре, возмужании в Индии и учёбе в Гамле. Именно с Назарета я велел открыть рассказ Иуде. А верней, даже с Вифавары, лишь упомянув город, в котором я пришёл к верному решению. Ничего не исполнилось, ни Михей, ни Исайя, а это значит, что мой нынешний приход должен был стать мне лишь преддверием к окончательному.
Ничего. Совершенно ничего для Иоанна. И буквально всё для меня. Он крестил меня в числе тысяч паломников, ничем не выделив. Я не мог продлить этой встречи ни на миг. После этого мы с Иудой провели пост в пустыне, а затем вернулись в Галилею.
Перечитывая Марка, я не устаю удивляться буйству его фантазии. Парадокс заключается в том, что будучи ближе всех евангелистов к отражению действительности, он был самым большим лжецом из них, исходя из факта обладания им главным первоисточником. Никто более не обладал этой великой преференцией. Иуда передал ему оригинальные и единственные свитки, большей частью продиктованные лично мной. По всей видимости, Марк впоследствии их уничтожил. Я не мог и представить себе, насколько сильна страсть этого юноши к вымыслу. Впрочем, именно благодаря развитости воображения он и смог принять меня, таким, какой я есть.

"Святой Марк" Донателло, 1434-43 гг.


С этим сыном знатных родителей я познакомился во время учёбы в Гамле и я открылся ему также как Иуде. Они понимали недоступное большинству моих учеников. Доверяя ему участие в моём последнем грандиозном замысле, вслед за Крещением я отослал его ожидать меня в Иерусалим. Что не могу простить ему так это искажений, своевольно внесённых им в правдивый рассказ первоисточника. Какими бы благими намерениями он при этом не руководствовался, он уничтожил объективное представление обо мне. Однако, если бы не его литературная редакция реальности, кто знает, стал бы я для мира тем, кем в итоге стал?
Марк не стал приписывать Иоанну, из-за нелюбви к нему, что тот якобы сразу признал во мне мессию. Более того, чтобы как-то объяснить, что ни он, ни его ученики так за мной и не последовали автор поместил его арест сразу же после встречи со мной, а казнь, по сюжетной необходимости, разделил с заключением по времени.

"Иоанн Креститель", Бартоломео Ването, XVI век

Прилёта голубки и гласа свыше на Крещении не было. Просто я ощутил, как Отец осенил меня своею силою и с тех пор уже не переставал поддерживать. В остальном мой друг был здесь довольно точен - сорок дней медитации, проведённые в пустыне; звери, рыскавшие в раскалённых песках; ангелы, представлявшиеся мне реальными, и искушения дьяволом, однако, всего лишь образные, в виде малодушных мыслей оставить миссию, а не миф о трёх испытаниях, привнесённый в свой рассказ обо мне Аароном. Последний был прислан ко мне в сопровождении спутника Крестителем, когда слава моя уже взошла, с целью выяснить, не являлся ли я тем, чей приход он предсказывал. Его записи не дошли до Марка, но зато были включены в свои книги Матфеем и Лукой. В них сохранились многие не зафиксированные Иудой проповеди, а кое-что он приукрасил и выдумал. Похоже на то, что часть речей своего учителя, ничтоже сумняшеся, он просто выдал за мои. Неудивительно, что он считал это вполне допустимым, поскольку Иоанн, ознакомившись с его рассказом, признал во мне долгожданного мессию, а, следовательно, объединил своё учение с моим. Это решение стало смертоносным для пророка. Большинство учеников в тот момент отвернулось от него, а Ирод, воспользовавшись ослаблением влияния потенциального противника, тотчас же поторопился с ним покончить.

"Проповедь Иоанна Крестителя", Джованни Баттиста Тиеполо, XVIII в

День рожденья правителя, коварство роковой красавицы, самый знаменитый танец в истории, и голова-трофей, принесённая царю на блюде… Всё это было прекрасно для приключенческого романа, но не для исторической хроники. Тем не менее, по воле судьбы, именно книга Марка стало самым достоверным из сохранившихся евангелий.

Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Последняя четверть XV века

  К предыдущей главе.   К введению.   К следующей главе.

К главе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава двадцать седьмая. Архангел Марк

Глава двадцать шестая. Гильгуль нешамот (*)

Глава четырнадцатая. Вечный гид